Многие аналитики считают, что Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Ираном и Россией (ДВСП) обусловлен противостоянием с США и интерпретируют его как своего рода союз против США/Запада. Без сомнения, можно согласиться с идеей о том, что агрессивное давление США на Тегеран и Москву послужило «фактором принуждения», подтолкнувшим стороны подписать ДВСП. Но США не являются единственным драйвером договора. Есть ещё один важный драйвер – «фактор выбора», который обычно учитывается меньше. Этот второй драйвер – изменения в международной системе, особенно переход к новым региональным и международным порядкам, а также усилия Тегерана и Москвы по активной и инновационной адаптации к этому развитию.
Что касается первого драйвера – системного давления со стороны США, – следует отметить, что в последние годы Вашингтон принял стратегию общего агрессивного сдерживания против так называемых ревизионистских сил, включая Иран и Россию. Это давление применяется в различных областях, и его цель – укрепить превосходство США в международной политике, превратить Иран и Россию в подчинённых игроков, которые без возражений принимают требования США. Взгляды Ирана и России в этом отношении схожи, они считают главной причиной давления США свою настойчивость в укреплении стратегической независимости.
Например, несмотря на то, что Иран пытался улучшить свои отношения с США/Западом, подписав СВПД, ответом стал выход США из ядерной сделки. Вашингтон проводил стратегию максимального давления на Иран во время первого срока Трампа и оказывал более мягкое давление во время президентства Байдена. Эта ситуация привела иранских чиновников к выводу, что нет никакой надежды на улучшение отношений с США. Такая позиция и высокая вероятность усиления давления на Иран во время нового срока Трампа являются важным стимулом для Тегерана подписать ДВСП с Россией.
С другой стороны, хотя Россия временами (в том числе во время «перезагрузки отношений») выступала за компромисс и взаимодействие с США, она столкнулась нежеланием Америки оставлять никаких шансов для независимых действий Москвы. Готовность России к сотрудничеству не только не встретила никакого позитивного отклика со стороны США, но и привела к продолжению различных угрожающих и принудительных действий в форме агрессивной стратегии сдерживания. Непрерывность этих действий очевидна – от вмешательства в регионе СНГ до расширения НАТО на Восток и прокси-войны на Украине. Понимание общей природы принудительной политики США против Ирана и России является важным фактором, подтолкнувшим две страны к подписанию ДВСП.
Что касается второго фактора, то и Тегеран, и Москва согласны с тем, что международный и региональный порядок находится в переходном состоянии. В ходе этой трансформации контроль и доминирование Запада/США на международной арене ослабевают. Следовательно, механизмы приказов гегемона (включая балансы, институты, режимы и так далее) либо неэффективны, либо ослаблены, либо исчезают совсем. Однако эта ситуация сопровождается как угрозами, так и потенциальными возможностями. Угроза заключается в том, что переходная ситуация создаёт неопределённость, нестабильность и напряжённость в различных областях, а благоприятная возможность – в том, что субъекты, которые по какой-либо причине находились под системным давлением, получают шанс укрепить свои позиции в международной системе, более активно участвуя в определении механизмов формирования будущего порядка (или порядков).
Иран и Россия, зная, что эти изменения неизбежны, считают, что они находятся на важном этапе перераспределения власти на международной и региональной аренах. Поэтому они полны решимости превратить угрозы в возможности и увеличить свою роль в будущих соглашениях посредством инновационных действий. Одним из требований для достижения этой цели является синергия для большей эффективности. Подписание ДВСП может, посредством определения рамок для устойчивой синергии, способствовать интересам Ирана и России как стран-единомышленников, имеющих общие интересы в регионах Центральной Азии, Каспийского моря, Южного Кавказа, Леванта и Ближнего Востока.
Хотя, как и в прошлом, двустороннее и региональное взаимодействие между двумя странами может продолжаться и без нового долгосрочного соглашения, стороны полны решимости институционализировать долгосрочные отношения с помощью ДВСП, чтобы повысить предсказуемость и уменьшить колебания в отношениях, ослабить влияние внешних переменных на двусторонние связи и сделать отношения более стабильными. В итоге, подписав ДВСП, Тегеран и Москва преследуют следующие важные цели:
1. Объективный подход к взаимным возможностям и стабилизация отношений. Несмотря на наличие множества возможностей, взаимодействие Ирана и России в постсоветский период никогда не достигало надлежащего уровня. Возможности использовались неоптимально, а отношения не были «стабилизированы». Это объяснялось целым рядом различных двусторонних, региональных и международных причин, среди которых важную роль играли международные переменные, особенно влияние США. Эта переменная в большинстве случаев негативно сказывалась на двусторонних отношениях. Всякий раз, когда отношения Ирана или России с США улучшались или находились на пути к улучшению, отношения между Москвой и Тегераном ослабевали. Примером этой тенденции можно считать дистанцирование России от Ирана во время президентства Дмитрия Медведева. Осознавая это, Тегеран и Москва, подписав ДВСП, решили уделять больше внимания двусторонним отношениям, больше использовать их возможности. Учитывая это, ДВСП выглядит попыткой уменьшить негативное влияние «переменной США» на отношения Ирана и России. Подписание ДВСП всего за несколько дней до инаугурации Трампа – сигнал о том, что возможные изменения при новом президенте США уже не повлияют на отношения Ирана и России.
2. Противодействие агрессивной стратегии сдерживания со стороны Соединённых Штатов. Учитывая, что Иран и Россия находятся под одинаковым системным давлением со стороны США в различных политических, экономических, военных, социальных, медийных областях, устойчивое и долгосрочное сотрудничество, которое подчёркивается в статьях ДВСП, может укрепить «активную оборонную стратегию» двух стран против США. Они могут извлечь выгоду из возможностей друг друга и увеличить переговорную силу против США. Проявление этой тенденции можно увидеть в политической поддержке Москвой позиций Ирана на ядерных переговорах или в сотрудничестве Ирана с Россией в области беспилотников в прокси-войне на Украине.
3. Укрепление стратегии активного сдерживания. Учитывая продолжающуюся напряжённость в отношениях с США, а также прямые и косвенные военные угрозы Тегерану и прокси-войну против Москвы, обе страны рассматривают «активное сдерживание» как важный принцип своей оборонной доктрины. Хотя Иран в последние годы развил свой военный потенциал, в том числе в области ракет и беспилотников, ему необходимы оружие и военные технологии. Россия считается наиболее важным источником поставок оружия. Но даже при том, что она является одной из ведущих военных держав мира, некоторые новые технологии, включая иранские беспилотники, могут быть привлекательны и для неё. Обмен этими возможностями в рамках ДВСП может быть выгоден для обеих сторон в вопросе активного сдерживания.
4. Деамериканизация/девестернизация региональных проблем. Иран и Россия имеют прямые интересы и связи в регионах Центральной Азии, Каспийского моря и Южного Кавказа, а также исторически сотрудничают и взаимодействуют на Ближнем Востоке. Они едины во мнении, что вмешательство США/Запада в этих регионах было разрушительным. Губительные последствия очевидны в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и так далее. Тегеран и Москва пришли к убеждению, что более тесное взаимодействие может сократить возможности для США/Запада вмешиваться в региональные дела, обеспечить лучшую основу для реализации принципа управления региональными проблемами с участием региональных стран. Более тесное взаимодействие может принять устойчивую форму в рамках ДВСП.
Тегеран и Москва, подписав ДВСП, показывают, что вмешательство США/Запада в регионе без учёта их интересов неприемлемо и что обе страны стремятся создать механизмы, которые принесут в регион более устойчивые взаимоотношения, стабильность и безопасность «без США».
5. Экономизация внешней политики. Дисбаланс является одной из основных проблем отношений Ирана и России. Это означает, что хотя стороны активно взаимодействуют в политической и военной сферах, их экономические отношения весьма скромны. Согласно статистике, торговля Ирана и России за первые девять месяцев 2023 года составила всего 1,9 миллиарда долларов, что не соответствует потенциалу. Это происходит, когда обе страны находятся под санкциями США/Запада и вполне могли бы снизить это давление за счёт укрепления экономических отношений. Кажется, что понимание этой проблемы привело к тому, что экономическая сфера заняла особое место в положениях ДВСП. Договор может обеспечить лучшую основу для сотрудничества Ирана с Россией и Евразийским экономическим союзом и облегчить экономическое взаимодействие России с Югом, в том числе через коридор «Север – Юг».
6. Развитие регионального влияния. Иран – важная региональная держава в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Его влияние и активность в политических и экономических делах, а также в вопросах региональной безопасности не могут игнорироваться крупными державами, включая США. Соответственно, Россия может извлечь выгоду из возможностей Тегерана, расширяя своё влияние в регионе. При этом Россия является влиятельной державой в Большой Евразии, поэтому тесные отношения с ней полезны для продвижения интересов Тегерана на континенте. В этой связи ДВСП в дополнение к укреплению двусторонних отношений также может стать платформой для развития региональных интересов сторон на Ближнем Востоке и в Большой Евразии.
7. Содействие региональной стабильности. Обеспечение региональной стабильности и безопасности является общим интересом Ирана и России. Обе страны разделяют обеспокоенность по поводу угроз на пространстве от Афганистана до Центральной Азии, Южного Кавказа и Ближнего Востока, а также по вопросам расширения НАТО и проблеме терроризма. Эта обеспокоенность возросла с эскалацией напряжённости на Ближнем Востоке и Украине, которая, по мнению Тегерана и Москвы, возникла из-за прямого и косвенного вмешательства США/Запада. Хотя у двух стран не было стабильной модели сотрудничества для обеспечения безопасности, понимание значимой связи между кризисами на Украине и Ближнем Востоке, которые вызваны дестабилизирующим экспансионизмом США, привело к формированию более тесного взаимодействия между ними. ДВСП поможет лучше организовать сотрудничество в этом отношении и обеспечить основу не только для противостояния симметричным нестабильностям, но и асимметричным угрозам, включая манипулируемый терроризм. Ясно, что эти цели носят долгосрочный характер. Здесь возникают две проблемы.
Во-первых, от соглашения до реализации – долгий путь, и в дополнение к подписанию документов для реализации ДВСП необходима практическая воля. Задержки и колебания с обеих сторон, в том числе в вопросе завершения строительства коридора «Север – Юг» Ираном или поставок Ирану Россией нового оружия, указывают на то, что практическая воля пока не столь сильна.
Второй момент заключается в том, что эффективное долгосрочное сотрудничество между Ираном и Россией столкнётся с негативной реакцией со стороны США, которые, считая это угрозой, попытаются разрушить эти отношения. Поскольку Вашингтон стремится сдерживать и ограничивать Иран и Россию, любое долгосрочное взаимодействие между двумя странами посылает сигнал о том, что политика давления не увенчалась успехом.
Конечно, ДВСП необязательно означает желание противостоять США. Скорее, как уже упоминалось, его главная цель – задействовать неиспользованные возможности в двусторонних отношениях, попытаться определить механизмы упорядочивания ситуации в регионе ради обеспечения стабильности, интересов и более устойчивых отношений. С этой точки зрения, поскольку у США есть «врождённая потребность» в проектах по созданию врагов, ложная пропаганда о том, что главная цель ДВСП – противодействие США, может стать для Вашингтона подходящим предлогом для разрушения самого договора и долгосрочных отношений Тегерана и Москвы.
Афтор: Алиреза Нури
Источник: Valdai Club
Ссылка для доступа: здесь